Учитель-логопед

Структура работы логопедического пункта МАДОУ «Детский сад №22-ЦРР»

В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с ФФН, дислалиями различной степени тяжести и НВОНР остаются в массовых группах ДОУ и получают коррекционную помощь в дошкольном логопункте. Раннее выявление и проведение направленной коррекции позволяет своевременно исправить имеющийся дефект и подготовить ребенка к школе. В связи с тем, что для работы с детьми в условиях логопункта нет программ, учитель - логопед в своей работе использует программы, предназначенные для логопедических групп детей с ФФН.

Работа с детьми по коррекции недоразвития речи у дошкольников 5-6 лет проводится на основе:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада. – М.: МГОПИ, 1993.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста.
  3. Г.А. Ванюхина Речецветик» /парциальная программа комплексного развития коммуникативно-познавательных процессов речевых способностей детей.

В работу включены следующие методики:

  1. Ткаченко Т.А., Если дошкольник плохо говорит. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
  2. Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
  3. Фомичёва М. Ф., Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

Использованы авторские разработки:

  1. Граб Л.М. Шибаева Л.В. «Индивидуальное планирование коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста», 
  2. Шибаева Л.В. «Формирование грамматических категорий».

Цель логопеда - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • развитие речевой моторики.
  • развитие речевого дыхания.
  • развитие фонематических процессов и формирование навыков звукового анализа слова.
  • устранение неправильного звукопроизношения: постановка звуков, автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи детей, дифференциация звуков. 
  • развитие психических неречевых функций: слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, слуховые дифференцировки, мышление;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Основными направлениями работы являются:

  • Формирование полноценных произносительных навыков.
  • Формирование фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
  • Обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально – оценочному значению слов.
  • Формирование умения у детей составлять простое распространённое предложение, а затем и сложное предложение.
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, рассказом, постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

Организация процесса обучения.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки, координацией в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются:
Подгрупповые и индивидуальные занятия.

В группы дети объединяются в зависимости от группы нарушенных звуков, вида дислалии, наличие дизартрического компонента. Данные группы подвижны в зависимости от динамики коррекционного воздействия.

Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей (от 2 до 5 раз в неделю).

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

  • подгрупповое занятие: 20 – 25 минут;
  • индивидуальное занятие: 10 – 15 минут.

Содержание занятий определяется с учётом общих дидактических принципов, которые для детей с речевыми нарушениями приобретают особую значимость:

  • от простого к сложному,
  • систематичность;
  • доступность материала;
  • повторяемость материала.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, предупреждение и коррекцию ошибок в письменной речи, развитие психических процессов. 
В работе предусматривается также использование практических, наглядных, словесных методов и приемов, а так же использование ИКТ.

В ходе занятий широко используются дидактические игры и упражнения. В соответствии с возраст¬ными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: подгрупповая работа с демонстрационным материалом, самостоятельная рабо¬та детей с раздаточным материалом.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель работы логопедического пункта.

Формы и средства организации образовательной деятельности

Учитель-логопед:

  • подгрупповые коррекционные занятия; 
  • индивидуальные коррекционные занятия;
  • экскурсии, наблюдения;
  • комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
  • подвижные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
  • игры на развитие пространственной ориентации;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • игры, упражнения на восприятие цвета и формы.

Родители:

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
  • контроль над выполнением домашних заданий; 
  • контроль над правильным произношением ребенка;
  • совместное выполнение домашнего задания и оформление тетради ребёнка.
Яндекс.Метрика
Сайт создан: